Главная » Аккумуляторные батареи

Аккумуляторные батареи

В этом разделе мы рассмотрим только один вид аккумуляторов, который на текущее время является самым перспективным для использования в легком электротранспорте — литий-фосфатный (LiFePo4).

Как уже говорилось, свинцовые аккумуляторы гораздо дешевле, но обладают группой существенных недостатков: большой вес, длительное время заряда (около 10 часов), малое количество циклов заряд-разряд (около 300), негативное отношение к полному разряду. Использование свинцовых батарей конечно возможно, но со временем, вы все равно придете к мысли об их замене.

У литий-фосфатных аккумуляторов тоже есть недостатки, и самый главный из них — цена.

Для сравнения возьмем батарею 36В 9Ач. Стоимость такого свинцового аккумулятора вместе с зарядным устройством около 3.000 руб, тогда как на LiFePo4 36в 10Ач с eBay (з/у, доставка) цена начинается с 300$ (конец 2009). Литий-фосфатные аккумуляторы лучшего качества в комплекте с мощным зарядным устройством могут обойтись в 1000$ и более.

Разница стоимости в разы, компенсируется лучшими характеристиками LiFePo4.

Кроме удвоенного веса (свинцовый 36В 9Ач — 8 кг, литий-фосфат 36в 10Ач — 4 кг)
и всех вышеперечисленных недостатков, владельцы электровелосипедов, испытавшие оба вида батарей, говорят о вдвое меньшем пробеге при использовании свинцовых аккумуляторов.

Также LiFePo4 батареи, в зависимости от качества изготовления, выдерживают от 1000 до 2000 циклов заряд-разряд. Когда мы говорим о характеристике цикл заряд-разряд, то имеется ввиду полный 100% разряд. Необходимо понимать что и после 2000 циклов батарея продолжит работать, но емкость ее уменьшится. Подробнее об этом можно узнать в спецификации элемента.

Литий-фосфатный аккумулятор состоит из элементов с напряжением 3,65 вольта.
Для 24в батареи необходимо последовательно соединить 8 штук, 36в — 12 штук, 48в — 16 штук.

Для контроля заряда, разряда и балансировки элементов в LiFePo4 аккумуляторах используется специальная электронная схема (BMS — Battery Management System). Также она защищает от короткого замыкания и превышения тока разряда батареи. Обойтись без BMS можно, если ваше зарядное устройство само осуществляет контроль заряда. Но при нарушении режима эксплуатации батареи это чревато быстрым выходом ее из строя.

Элементы LiFePo4 выпускаются разной емкости (10,20,...,100Ач ...) и в различных форм-факторах (цилиндрические и призматические).

Цилиндрические элементы обычно маркируются 5-значным числом, означающим размеры. К примеру, элемент 40138 имеет диаметр 40мм и длину 138мм.

Подбирая аккумуляторную батарею, обязательно обратите внимание на характеристики:
Charging Current (ток заряда), Rated Discharging Amperage (номинальный ток разряда), Max Continuous Discharging Amperage (максимальный постоянный ток разряда), Maximum Discharging Current (Peak) (максимальный кратковременный ток разряда).

Если продолжительное время ваш двигатель
будет работать в режиме потребления 25А, а максимальный постоянный ток разряда
ограничен 20А, то такая батарея не подойдет.
Также, если ток заряда ограничен 5А, быстрее
чем за 2 часа зарядить батарею 10Ач не получится. Качественные LiFePo4 аккумуляторы выдерживают зарядку в 4С, что позволяет заряжать их за 15 минут.

В настоящее время существует множество фирм, собирающих и продающих литий-фосфатные батареи. Однако компаний — производителей элементов не так и много.

Выбирая аккумулятор, вы можете получить данные о характеристиках непосредственно с сайтов производителей. Краткий список спецификаций элементов некоторых известных компаний:

 
Как приобрести литий-фосфатные аккумуляторы читайте в разделе  Покупаем.
 
Актуальные цены смотрите в разделе  Анализ цен.
 

 

комментариев 59 »

    1. napets :

      Выдержет зарядку в 4С,что обозначает 4С.спосибо

    2. ePowerBiker :

      Если батарея 10Ач, то С=10А, если 20Ач, то 20А. 4С в первом случае 40А, во втором 80А.

    3. Jura :

      электровелосипед в минусовую погоду не едет. выезжаю из дома работает потом замирает и не едет ! из батареи ток идёт , лампочки горят. иногда как то рывками срабатывает. приношу домой согреется и работает. я так понимаю это защита или глюки ?

    4. ePowerBiker :

      Какой тип аккумулятора?

    5. ePowerBiker :

      Какой у вас тип аккумулятора?

    6. Jura :

      тип аккумулятора не знаю. он здесь не причем. Цитата (из батареи ток идёт , лампочки горят)подсоединил в обход минуя контроллер. питания напрямую от батареи, мотор сразу заработал. собрал в гараже примерно за 2 часа примитивную сxeмку как у электродрели кнопка и силовой транзистор. стало работать все гораздо лучше чем даже было мощности добавилось ощутимо больше. такое ощущение что контроллер не давал полную мощность. вопрос заключается в следующем зачем он нужен вообще этот контроллер ?

      у меня контроллер это одно целое с моноблоком. кстати я такого контролера никогда не видел даже в интернете.

      Спасибо за внимание .

    7. Jura :

      если вы думаете что батарея могла замерзнуть , то нет индикатор сила тока и заряд показывал на полную. разобрал корпус батареи на нем не было никаких надписей, а внутри нас самих батарейках написано lifepo4

    8. ePowerBiker :

      У литиевых батарей должна быть плата контроля и защиты — БМС. Она есть у вас?

      Полагаю у вас коллекторный мотор (раз без контроллера мотор крутится). У нас бесколлекторные моторы, не можем сказать зачем вам контроллер :), а у нас он занимается управлением оборотами двигателя с помощью ручки газа.

      Подключите без контроллера и попробуйте поездить, будет отключаться — значит ищите причину в аккумуляторе, не будет — в контроллере.

    9. Jura :

      уже ездил целый час на морозе — 9 все отлично. а раньше за 5 минут замерзал и не ехал . а вот про моторы коллекторные и бесколлекторные не знаю .у меня мотор в заднем колесе из него выходет 2 провода.

    10. ePowerBiker :

      Значит причина в контроллере, в чем конкретно — сказать нее можем.
      Мотор у вас коллекторный.

    11. Jura :

      Спасибо за ответы!

      Слава Богу колекторний, это хорошо проще с ним будет, контроллер ему не нужен.

    12. orkis :

      есть батарея LiFePo4 36v 15AH вопрос можно к ней последовательно подключить LiFePo4 24v 15AH чтоб не покупать отдельно на 60v батарею

    13. orkis :

      Хочеться погонять у жены батарея 24в и когда я один хотелось бы её использовать так как на 60в покупать батарею накладно

    14. ePowerBiker :

      Для того чтоб одна из БМС не сгорела при полной разрядке одного из аккумуляторов необходимо в схему подключения добавить диод electrotransport.ru/ussr/...pic,14346.0.html

    15. orkis :

      Спасибо!

    16. Виталий :

      Информация для тех кто живет в ..., так как доставка в другие города будет дорога. Если кому интересно можно собрать велосипед, чтоб он ехал 100 км в час и выше, цена примерно от ... и выше, для этого зайдите на сайт...

    17. ePowerBiker :

      Виталий, больше так не делайте 🙂

    18. Женя :

      Здравствуйте, подскажите в чем может быть проблема.???

      Электровелосипед 48в

      КНР. Почти совсем не едет, один раз газанет и все, лампочки тоже перестают гореть, показывая тем самым что будто бы сели аккумуляторы, но они заряжены. Без аккумуляторов когда крутишь педали мотор колесо работает, горит лампочка на дисплее и передняя фара горит пока крутишь. А все вместе не едет. И как проверить мотор колесо Мультиметром?

    19. ePowerBiker :

      Здравствуйте, Евгений.

      Для начала возьмите мультиметр и, после того как газанете и все погаснет, замерьте напряжение на батарее не отключая ее от контроллера.

      Если напряжения нет — нужно искать проблему в батарее. Если есть — в контактах контроллера/М-К.

    20. Женя :

      Все проверили в батареях заряд есть и на входе и выходе из контролера одинаковый, все по отдельности в рабочем состоянии, но при включении один раз по газует так как будто уже сел весь заряд батарее и все. Может еще что нибудь подскажите.

    21. ePowerBiker :

      Не нужно по отдельности все проверять. Я не понял, вы подтверждаете, что после отключения при «газовании» есть напряжение на батарее (разъемы не отсоединять)

    22. Женя :

      До «газования» на батареи заряд 47, после включения не отсоединяя разъемы заряд 44в. Затем выключаем велосипед на заряде у батарее 46в.

    23. ePowerBiker :

      Аккумулятор имеет какую либо маркировку, если сможете, залейте фото куда-нибудь и дайте ссылку.

    24. Женя :

      фото на аккумулятор здесь twitter.com/tanalash1

    25. ePowerBiker :

      Аккумулятор свинцовый емкостью 12Ач должен состоять из 4 «блоков» по 12в, подобных этим. Согласно данным, приведенным по ссылке, напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть в районе 52-54в.

      Следующее ваше действие — получить доступ ко всем блокам аккумулятора, и при отключении после «газования» замерить напряжение на клеммах каждого блока. Далее осуществить полную зарядку и снова замерить напряжения на всех блоках.

    26. Женя :

      А как сделать полную разрядку аккумуляторов?

    27. ePowerBiker :

      Ну вообще я просил полную зарядку 🙂 Но если вы идете своим путем, то нужно подключить какую-либо нагрузку, начиная от нагревательного тэна кончая лампочкой накаливания и разряжать пока напряжение не будет 10,5в на блок (42в на батарею).

    28. Женя :

      Мы измерили как вы сказали ,каждый блок( соединены 4 в ряд, по краям по 12.02, а по середине 11.2 и 10,5.

    29. ePowerBiker :

      Нужно заряжать полностью аккумулятор, пока зарядка не отключится. Потом берете те 2 аккумулятора в середине и их отдельно полностью заряжаете. Возможно с этим вам помогут на авторынке или в магазине автомобильных аккумуляторов.

Оставьте свой комментарий!



*